Примерное время на чтение статьи: 4 минуты
Современные стиральные машины, в своём большинстве, оснащены коллекторными моторами. Такие моторы очень хорошо подходят для использования в агрегатах, где необходимо с помощью подачи напряжения менять скорость вращения в больших пределах, а также менять его направление.
Устройство и подключение коллекторного мотора
Коллекторный мотор содержит статор, имеющий обмотку, и якорь, который также имеет обмотку. Обмотка якоря подключена к коллектору, к которому подводится напряжение через щётки. Схема подключения коллекторного мотора приведена на рисунке ниже:
На рисунке видно, что при изменении полярности напряжения будет меняться и направление вращения якоря мотора. Изменяя уровень напряжения (управление), можно менять и скорость вращения якоря.
Ремонт коллекторного мотора стиральной машины
Для ремонта вам понадобиться:
- Набор отвёрток;
- Съёмник
- Мультиметр
Для начала необходимо проверить сопротивление обмоток статора и якоря. В некоторых моторах есть ещё и предохранитель, его тоже нужно прозвонить. Измерить сопротивление надо также и обмотки тахогенератора.
Для проверки коллекторного мотора необходимо собрать простейшую схему. Сделать это можно даже не снимая мотор со стиральной машины. Это делается в случае, когда необходимо локализовать неисправность (мотор или его управление, т.е. электронный модуль). В электронном модуле к управлению мотором подключены: силовой симистор, который подаёт напряжение на мотор, и два реле, переключающиеся определённым образом, меняя тем самым направление вращения. Скорость вращения изменяется в зависимости от уровня напряжения, подаваемого на мотор. Скорость вращения измеряет тахогенератор, который также подключен к электронному модулю.
Собрав эту схему, можно оценить работоспособность мотора. Если мотор вращается и ТЭН, включенный в цепь подачи напряжения еле тёплый, то мотор рабочий и надо искать причину неисправности в электронном модуле. Если мотор не вращается, значит мотор неисправен. Если мотор вращается, но ТЭН сильно нагревается, значит в цепи большой ток. В этом случае мотор неисправен и требуется его ремонт.
Таким образом, мы определили что нужно ремонтировать.
Неисправности коллекторного мотора
Рассмотрим что может быть неисправно:
- Щётки. Первым делом необходимо проверить состояние щёток. Если щётки стёрлись и очень короткие, их нужно заменить. Читайте о замене щёток здесь
- Коллектор якоря. Необходимо проверить состояние ламелей коллектора. Они должны быть ровными, не отслаиваться и не иметь выбоин. Состояние коллектора имеет важную роль в здоровье мотора. Необходимо проверить сопротивление между соседними ламелями, оно должно быть 0,1-0,4 Ом. Если между какими-то ламелями сопротивление больше, примерно 5-9 Ом, значит обмотка между ними имеет разрыв. Хорошо если разрыв виден и подлежит устранению. Если обнаружить его не представляет возможности, или он виден, но устранить его невозможно, то мотор можно считать обречённым на выкид, т.к. перематывать якорь, это 50% успеха. Так что не стоит это затевать. Более подробно о ремонте коллектора читайте здесь.
- Статор. Статор проверить можно только визуально, если на нём имеются почерневшие витки. В основном решение, что неисправен статор, принимается по результатам проверки работоспособности коллектора якоря и щёток. Неисправный статор можно перемотать.
- Подшипники. Вал мотора должен вращаться легко и бесшумно. Если вынуть щётки и крутануть вал мотора, не должно быть слышно никаких звуков, и вращаться вал должен легко. Если этого нет, а есть шумы и затруднённое вращение, то нужно менять подшипники.
Замена подшипников
Перед снятием старых подшипников необходимо измерить и запомнить в каком месте на валу они стоят, если они не упираются в выступы (расширения) на валу якоря.
Для замены подшипников необходим съёмник, иначе снять подшипники с вала мотора не получится. Надо закрепить съёмник на валу якоря, зацепив его лапки за подшипник, и сильно затянуть. Затем подождать некоторое время. Потом ещё подтянуть. Ещё подождать. Можно сбрызнуть какой-нибудь смазкой например WD. Когда подшипник стронется, можно аккуратно стянуть его с вала.
На переднем конце вала якоря предварительно необходимо снять шкив. Шкив на заводе посажен горячей запрессовкой, причём на валу и на шкиве имеются продольные шлицы. Для снятия его может понадобится горелка, для нагрева шкива. Снимается шкив так же, как и подшипники.
На заднем конце вала якоря перед подшипником может быть ещё и магнит тахогенератора. Его снимать надо крайне осторожно т.к. он хрупкий. Если он стоит за подшипником, как в нашем случае, то при съёме подшипника, внимательно следить, чтобы съёмник не упирался в магнит тахогенератора.
После того как вы сняли старые подшипники, вам необходимо запрессовать новые. Для этого вам понадобится правка диаметром чуть больше диаметра внутренней обоймы запрессовываемого подшипника и молоток. Запрессовывая новые подшипники, нужно следить чтобы они встали именно на то место, которое вы запомнили перед выпрессовкой старых.
Смотрите видео по замене подшипников мотора:
Сборка мотора
Собираем мотор в обратной последовательности. Теперь необходимо проверить его на работоспособность. Подключаем мотор по схеме приведённой на рис…, и, удерживая мотор рукой, подаём напряжение. Если всё нормально, устанавливаем мотор в стиральную машину и проверяем уже его на всех режимах стиралки: стирка (реверс), интенсивная стирка и отжим.
На этом ремонт коллекторного мотора стиральной машины Siemens можно считать законченным. Посмотрите видео:
Заключение
В этой статье я описал реально выполненный ремонт коллекторного мотора стиральной машины Siemens. Надеюсь, что эта статья была полезной для вас. Если у вас есть вопросы или пожелания, пишите в комментариях. Обращайтесь ко мне, буду рад помочь.😉